000

Визитная карточка проекта "Волшебство алгоритма"

Информация об авторе проекта
ФИОПрокудина Ирина Владимировна
Город, областьп. Пангоды Надымского района ЯНАО
Номер или название школыМОУ "Центр образования"
Информация о проекте
Название проектаВолшебство алгоритма
Девиз, слоган, цитата

Алгоритм успеха: «придумал - подумал - сделал - не получилось - погрустил - переделал - получилось - заскучал - придумал что-то еще - …»

Радислав Гандапас

Краткая аннотация

Учебный проект реализуется в ходе изучения темы ʺАлгоритмыʺ в 4 классе. В ходе сетевого сотрудничества и совместной работы ребята увидят, что алгоритмы встречаются повсюду, поймут, что алгоритмы — важная часть человеческой культуры и осознают полезность составления алгоритма при решении сложной и трудной работы, а также убедятся в том, что алгоритм действий, доведённый до автоматизма, позволяет экономить время.

Предметная областьматематика, информационные технологии
Межпредметные связиокружающий мир, литературное чтение, русский язык
Возраст участниковобучающиеся 4 класса
Приблизительная продолжительность проекта5 недель
Основа проекта
Образовательные стандарты

Учебный сетевой проект «Волшебство алгоритма» может быть реализован в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Математика и информатика» в 3 или 4 классе.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему   учебных   и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания, умения и навыки, а научить реальным видам деятельности по их применению. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия, в том числе ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Информационно - образовательной среды проекта, став частью развивающей образовательной среды в целом, позволит не только решить задачи освоения содержания предмета, но и будет способствовать становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Планируемые результаты обученияЛичностными результатами проекта является формирование следующих умений:
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • умение определять принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • способность строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической задачи;
  • умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему и искать средства её решения;
  • умение планировать, контролировать, при необходимости корректировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;
  • умение, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение определять общую цель и пути ее достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу со сверстниками и взрослыми.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные УУД:
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках.
  • умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Предметными результатами является формирование следующих умений:
  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать,
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  • умение «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность выполняемых действий.
Вопросы, направляющие проект 
Основополагающий вопросЧто поможет сэкономить время?
Проблемные вопросы учебной темы

1. В чём сила алгоритма?

2. С какими алгоритмами мы чаще всего сталкиваемся в жизни?

3. Как умение составлять алгоритмы поможет нам в жизни?

Частные вопросы учебной темы

1.1. Что такое алгоритм?
1.2. Какие формы записи алгоритмов существуют?
1.3. Какими свойствами обладают все алгоритмы?

2.1 Правда ли, что алгоритмы повсюду?
2.2. На какие виды делятся алгоритмы?
2.3. Как определиться с выбором алгоритма?

3.1. Могут ли все люди быть программистами?
3.2. Согласны ли вы, что правильно составленный алгоритм облегчает достижение цели?
3.3. Как определиться с выбором алгоритма?

План оценивания
  • до проекта

Мозговой штурм на основе Стартовой презентации

Таблица "З-И-У-К"

Построение индивидуального маршрута участия в проекте

  • в ходе проекта

Таблица продвижения "Шаги к успеху"

Таблица "З-И-У-К"

Дневник “Путь к успеху в проекте

Бланки самоконтроля

Таблица личного участия в проекте

Взаимооценивание, написание отзывов и комментариев к работам других команд

Рефлексия на детском форуме "Мои успехи в программировании"

Детский форум

Форум взаимопомощи координаторов

  • по окончании проекта

Таблица "З-И-У-К" (3 - 4 столбики)

Оценка групповой работы

Итоговая рефлексия для участников

Итоговая рефлексия для координаторов

Итоговая рефлексия команды в форме синквейна

Описание методов оценивания

Мозговой штурм с использованием Стартовой презентации - представление проекта, выявление заинтересованности детей, побуждение к участию в проекте. Для выявления первоначальных представлений и определения потребностей учащихся при проведении стартовой презентации обсуждаются основополагающий и проблемные вопросы, что  позволяет актуализировать знания по теме, оценить уровень понимания материала, ошибочные мнения.

Таблица "Знаю - Интересно - Узнал - Как узнал" - по результатам вводной беседы ученики начинают заполнение индивидуальных Таблиц З–И–У-К, определяя свой уровень компетентности, свой интерес к теме проекта. Это помогает учителю наметить направления взаимодействия с командой. Работа с таблицей “З-И-У-К” ведется на  протяжении всего проекта. Обсуждения в ходе работы с картой развивают коммуникативные навыки, визуально показывают ученикам их путь к новым знаниям, уровень успешности каждого. Постепенное заполнение таблицы позволяет учащимся осознать, что новые знания строятся не на пустом месте, а на фундаменте прежних знаний, новые знания встраиваются в структуру прежних.

Построение индивидуального маршрута участия в проекте - помогает определить доступный для каждого путь прохождения проекта. Выработать алгоритм достижения конкретной цели, создать график работы.

Дневник “Путь к успеху в проекте” - позволяет ребёнку самостоятельно наметитьсвой план работы в проекте, определить цели работы, выполняемые задания, проводить рефлексию работы.

Бланки самоконтроля - позволяют  командам спланировать ход выполнения задания, распределить роли, выполнить и правильно оформить задание, а также необходимы для самооценки и взаимооценки результатов и процесса деятельности при разработке презентаций, в ходе исследования и анализе его результатов, в подготовке ответа (вывода) на каждом этапе, позволяют самостоятельно оценить свою работу, увидеть недочёты, улучшить работу в соответствии с критериями.

Таблица продвижения "Шаги к успеху" - организует  наблюдение за процессом  продвижения команды в проекте. А также позволяет организовать взаимооценивание работ команд на основе критериев.

Таблица личного участия в проекте - даёт возможность каждому участнику команды отметить своё участие в проекте, свой вклад в общий успех. Каждый участник имеет возможность получить информацию и проанализировав её, скорректировать свою деятельность, развивает умение критично относится к результатам собственного труда.

Оценка групповой работы - форма является инструментом самооценивания для определения уровня взаимодействия в команде и коммуникативных навыков участника, полученных во время проекта

Детский форум - позволяет общаться с другими командами, обсуждать работу команд, способствует развитию коммуникативных навыков. Обсуждение основополагающего и проблемных вопросов на форуме, является инструментом оценивания уровня сформированности умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы.

Итоговая рефлексия - проводится в конце проекта при подведении итогов работы. Команды  отвечают на основополагающий и проблемные вопросы проекта, координаторы и каждый участник дают самооценку своей работы, отвечают на вопросы анкеты и пишут отзывы о проекте.

Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки

первоначальные навыки работы на ПК;

первоначальные навыки работы в Интернете;

умение сотрудничать и работать в команде;

первоначальные представления об алгоритме

Учебные мероприятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. 01 - 16 сентября 2017 года

Знакомство с анонсом проекта на сайте Nachalka.com.

Согласование участия в проекте с  администрацией учебного заведения.

Подготовка и проведение родительского собрания:

  • Знакомство с буклетом для родителей, раскрывающим образовательные цели, преимущества метода проектов и информирующего о содержании основных этапов, планируемых результатах и т.д. (буклет раздаётся до собрания)
  • Подписание согласия родителей на участие в проекте.
  • Определение уровня помощи со стороны родителей учащимся; определение родителей желающих стать руководителями групп.

Регистрация участников на сайте Nachalka.com

Регистрация в проекте

Введение в проект:

- Правилами безопасного поведения в Интернете;

- Правилами работы в группе;

- Рекомендациями по поиску информации.

Обеспечение условий для участия в проекте:

  • Создание аккаунтов Google координатору и участникам (при согласии родителей)
  • Обеспечение доступа обучающихся к компьютерам с доступом к сети Интернет
  • Определение времени работы за компьютером
  • Регистрация обучающихся в http://learn.code.org/

Регистрация в сервисе Cacoo диаграммы

1 этап. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ 18 -  23 сентября 2017 года

Создание карты познания “Что мы знаем про алгоритмы”:

  • Мозговой штурм по составлению алгоритма поиска решения учебной задачи на основе шаблона
  • Организация систематизации и обобщения знаний об алгоритме, видах алгоритма, способах записи алгоритма и т.д. с использованием метода мозговой атаки с целью сбора информации для создания карты познания
  • Знакомство с панелью инструментов сервиса Cacoo диаграммы
  • Знакомство с требованиями к оформлению и критериями оценки карты познания
  • Распределение работы по созданию карты познания среди всех участников
  • Совместное создание карты познания

Первые шаги в виртуальном программировании:

  • Знакомство с языком виртуального программирования Блокли
  • Составление линейных алгоритмов для прохождения лабиринтов (задания 1 - 5)

     * Задания серии “Фермер”

Организация формирующего оценивания:

Организация взаимодействия между участниками, координаторами и организаторами проекта организуется на форуме на сайте Nachalka.com.

2 этап. В ПОИСКАХ АЛГОРИТМА 25 -  30 сентября 2017 года

Создание сборников ““Знакомьтесь: алгостих”, “Сказочные алгоритмы”“Кулинарные алгоритмы”“Алгоритмы в природе” и др.:

Первые шаги в виртуальном программировании:

  • Продолжение знакомства с языком виртуального программирования Блокли
  • Составление циклических алгоритмов для прохождения лабиринтов (задания 6 - 13)

     * Задания серии “Фермер 2”

Организация формирующего оценивания:

Организация взаимодействия между участниками, координаторами и организаторами проекта организуется на форуме на сайте Nachalka.com.

3 этап. ЗА ПОМОЩЬЮ К АЛГОРИТМУ 02 -  07 октября 2017 года

Создание Коллекции шпаргалок по русскому языку

На основе шаблона составление алгоритма поиска решения учебной задачи

Первые шаги в виртуальном программировании:

  • Продолжение знакомства с языком виртуального программирования Блокли
  • Составление алгоритмов с ветвлением для прохождения лабиринтов (задания 14 - 20)

* Задания серии “Художник”

Организация формирующего оценивания:

Организация взаимодействия между участниками, координаторами и организаторами проекта организуется на форуме на сайте Nachalka.com.

*  АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ТУРНИР 09 -  19 октября 2017 года

Подача заявки на участие в турнире

Знакомство с правилами турнира

1 тур. Решение алгоритмических задач:

  • Самозапись по 5 команд для on-line выбора 3-х задач из 20 предложенных
  • Организация on-line встреч и определение задания для каждой команды
  • Предоставление времени для решения
  • Оформление решения задачи на основе шаблона 
  • Представление решения в Таблице продвижения "Шаги к успеху" для взаимопроверки другими командами и для экспертной оценки членами жюри  в бланке
  • Проверка правильности решения алгоритмической задачи участниками другой команды, фиксация результатов взаимопроверки и экспертной оценки в Таблице продвижения "Шаги к успеху"

2 тур. Искусство алгоритмических рисунков - знакомство с серией заданий “Художник” и создание алгоритмического рисунка:

  • Создание командой алгоритма по созданию рисунка
  • Фиксация алгоритма и готового рисунка (скриншот)
  • Преднамеренное внесение 3 изменений в алгоритм
  • фиксация рисунка и "дефектного" алгоритма в шаблоне
  • Представление “дефектного” алгоритма и образца рисунка другой команде посредством Таблицы продвижения "Шаги к успеху"
  • Корректировка “дефектного” алгоритма и фиксация ссылки на исправленный алгоритм в Таблице продвижения "Шаги к успеху"я
  • Проверка качества исправления дефекта и взаимооценивание

3 тур. Мастерская игр:

Подведение итогов турнира

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 20 -  25 октября 2017 года

Формулировка ответа на основополагающий вопрос "Как сэкономить время?" on-line доске

Создание алгоритма одного успеха:

  • определение ориентира личного развития (в ближайшей или далёкой перспективе)
  • разработка маршрута успеха в форме алгоритма
  • фиксация алгоритма одного успеха в дневнике “Путь к успеху в проекте”

Организация формирующего оценивания:

Итоговая рефлексия

Подведение итогов. Рассылка электронных сертификатов.

Вручение сертификатов в торжественной обстановке в образовательной организации.

Продукты проектной деятельности детей

карта познания "Что мы знаем про алгоритм"

сборник "Сказочные алгоритмы"

сборник "Знакомьтесь: алгостих"

сборник "Алгоритмы в природе"

сборник "Кулинарные рецепты"

коллекция шпаргалок по русскому языку

успехи в программировании

коллекция игр Flappy code

on-line доска "Как сэкономить время?"

Форма проведения

слёт юных информатиков

Правила для участников

Любое открытие должно быть тщательно подготовлено!

Не бойся спросить - бойся не узнать и не научиться!

Помни: нет предела совершенству!

Умеешь сам - научи ближнего!

По делам и честь!

Смотри как делают другие и делай ещё лучше!

Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала

Задания проекта  могут выполнять учащиеся с разным уровнем развития. Слабый ученик в данном проекте может быть собирателем информации, оформителем собранного материала, фотографом. Ученики-интроверты могут выполнять индивидуальное задание самостоятельно с последующим его обсуждением в команде. При выполнении заданий даны инструкции и представлены образцы выполнения работ.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Для ученика, для которого язык преподавания не родной в качестве пооддержки возможно использование переводчика Google, работа в паре с сильным учеником, совместное выполнение заданий. Во время участия в проекте данные учащиеся могут вести словарик незнакомых слов, развивать речь при обсуждении выполнения заданий проекта. Также у таких учеников есть возможность  оставлять небольшие комментарии на форуме, что будет способствовать лучшему изучению русского языка.

Одаренный ученик

Одарённый ребёнок – это ученик с креативным мышлением, с потребностью получить от проекта  максимум учебной информации. Такие дети  могут самостоятельно выполнить задания. Если при этом учитель скажет, что для  класса  это большая поддержка, то такой  приём будет способствовать повышению значимости ребёнка в классе, повышению  его личной мотивации. Одарённым детям можно предложить оказывать помощь другим участникам команды, систематизировать собранный материал, выполнить загрузку и  оформление материала на страничке команды, создать презентации и др. В команде выполняют роль консультантов.

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта
Оборудование

персональные компьютеры, принтер, сканер

Программное обеспечение

программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, графические редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, драйвера на принтер и сканер.

Материалы на печатной основе

Г. Остер. "Вредные советы", "Новые вредные советы", "Вредные советы 2", "Вредные советы 3"

Сборники сказок авторских и народных

Книги кулинарных рецептов

Справочник по русскому языку для начальной школы

Другие принадлежности, если необходимоспециальных принадлежностей не требуется
Информационные источники в Интернете

Интернет-угрозы // Интернет проект для несовершеннолетних «Подросток и закон». - 2010 [Электронный ресурс]. — URL: http://podrostok.edu.yar.ru/safety/index.html  (дата обращения: 01.09.2017). 

Википедия [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 01.09.2017).

Web-сервисы

Google Apps, Learn.Code.org, Cacoo.com, Nachalka.com

Web-сервисы проекта "Волшебство алгоритма"

Организация взаимодействия с координаторами командВзаимодействие с координаторами команд организовано посредством форума для координаторов, дневника проекта, подведения итогов каждого этапа с рассылкой по электронной почте, итогов проекта
Примечания авторов проектаТворческих всем успехов!
10
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 10 (4 голоса)